Алла Германовна Коробова - профессор, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки УГК, заслуженный работник культуры Российской Федерации. В 2010-2015 гг. – проректор по научной работе Уральской консерватории.
Закончила с отличием теоретические отделения Челябинского музыкального училища (1975) и Уральской консерватории (1980). В вузе за успехи в учебе и общественной деятельности (председатель НСО консерватории) была назначена на именную Ленинскую стипендию. Дипломная работа (науч. рук. – доц. кафедры теории музыки УГК В.Н. Хлопкова) завоевала диплом на Всесоюзном конкурсе научных студенческих работ по естественным, техническим и гуманитарным наукам, организованном Министерством высшего и среднего специального образования СССР. По окончании консерватории начала работать на кафедре теории музыки УКГ. В 1981-1984 гг. обучалась в очной аспирантуре при кафедре теории музыки Московской консерватории (науч. рук. – проф. Е.В. Назайкинский). В 1987 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «О функционировании отображённых жанров в симфониях советских композиторов» (г. Вильнюс). После завершения учебы в аспирантуре возобновила работу на кафедре теории музыки УГК. В должности доцента была утверждена в 1991 г., профессора – в 2007. В 2008 в Диссертационном совете при Московской консерватории успешно защитила докторскую диссертацию «Пастораль в музыке европейской традиции: к теории и истории жанра». В 2010 присвоено учёное звание профессора, в 2015 – почётное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».
Основу преподавательской нагрузки составляет курс (специальный и общий) Анализ музыкальных произведений / Музыкальная форма, а также комплексный курс Теории музыки для исполнительских факультетов. Класс по специализации А.Г. Коробовой закончили более 30 студентов и аспирантов. Среди дипломников большинство защитились на «отлично». Ряд работ, созданных под её руководством, были удостоены наград на студенческих и аспирантских научных конкурсах (Международных конкурсах научных работ студентов в области музыкознания, проводимых РАМ им. Гнесиных, Петрозаводской гос. консерваторией им. А.К. Глазунова, I и II Всероссийских конкурсах молодых ученых в области искусств, проводимом Министерством культуры РФ). Несколько студентов стали лауреатами и дипломантами Областных конкурсов научно-исследовательских работ студентов вузов по направлению «Гуманитарные науки». Два из её аспирантов, успешно защитив кандидатские диссертации, в настоящее время работают на кафедре теории музыки УГК (доценты В.И. Немковская и А.С. Мешкова), одна аспирантка является преподавателем кафедры истории музыки (А.А. Шакирьянова). Большинство выпускников класса А.Г. Коробовой плодотворно трудятся в системе профессионального музыкального образования, в театрально-концертных организациях Уральского региона, России, а также за рубежом.
Большое внимание уделяет воспитательной работе со студентами. Ей принадлежит замысел таких межкафедральных внеучебных мероприятий как «Музыкальный турнир» и «Майские игрища» (проводятся ею с 1993 г.), в игровой форме воссоздающих живые модели существования музыки в определённую эпоху. Много лет курировала деятельность Научного студенческого общества своего вуза. Оказывает методическую помощь зональным училищам. Выезжала с лекциями в другие музыкальные вузы страны.
Будучи проректором по научной работе, А.Г. Коробова инициировала организацию в консерватории Научно-методического центра дополнительного профессионального образования, а также Методического совета. В 2011 г. организовала проведение консерваторией Музыковедческого конкурса научных работ учащихся средних специальных учебных заведений России и стран СНГ «Уральский молодежный форум», который теперь проходит ежегодно; а также впервые осуществила публикацию на регулярной основе материалов дипломных работ студентов историко-теоретического отделения, выступив в качестве ответственного редактора издания. Руководила работой по организации и проведению ряда международных научных конференций на базе Уральской консерватории, а также крупных общеконсерваторских проектов, осуществляемых по заданию Министерства культуры Российской Федерации в рамках федеральных целевых программ.
Тематика научно-исследовательской работы А.Г. Коробовой связана с проблемами теории и истории музыкальных жанров, а также с изучением старинной и современной музыки. Автор около 90 научных публикаций, в т. ч. трех монографий, одна из которых («Теория жанров в музыкальной науке: история и современность») издана за рубежом, большого числа научных статей, а также ряда учебных пособий, нескольким из которых присвоен гриф Учебно-методического объединения вузов России по музыкальному образованию. Труды А.Г. Коробовой имеются в государственных библиотеках Франции, Германии, Чехии, Польши, США. Материалы её публикаций использованы в ряде изданий, в диссертационных и дипломных работах разных вузов, а также в учебных курсах, пособиях и программах других консерваторий.
Систематически участвует в международных, всероссийских и региональных конференциях. Является членом двух диссертационных советов: в Магнитогорской и Казанской гос. консерваториях. Привлекается в качестве оппонента на защитах кандидатских и докторских диссертаций, рецензента научных исследований и изданий. Входит в редколлегию трех российских научных специализированных журналов, включенных в перечень ВАК Минобрнауки России: «Старинная музыка», «Музыкальная академия» и «Проблемы музыкальной науки».
НОВОСТИ
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ
МОНОГРАФИИ:
1. Пастораль в музыке европейской традиции: к теории и истории жанра. Исследование. – Екатеринбург: Уральская гос. консерватория им. М.П. Мусоргского, 2007. – 656 с. ISBN 5-98602-036-7
2. Теория жанров в музыкальной науке: история и современность. – М.: Московская гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2007. – 173 с. ISBN 978-5-89598-198-6
Второе издание Saarbrücken (Germany): Palmarium Academic Publishing, 2012 – 160 с. ISBN-13: 978-3-8473-9433-4 ISBN-10: 3847394339
3. 80 лет Уральской консерватории в событиях и фактах / Отв. ред. А.Г. Коробова. – Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2014. – 90 с.: ил. ISBN 978-5-98602-090-7 (в соавторстве)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ:
1. Методологические принципы анализа музыкального произведения: Учебное пособие по курсу «Методика преподавания музыкально-теоретических дисциплин» для музыкальных вузов. – Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2014. – 150 с. ISBN 978-5-98602-088-4 (в соавторстве с М.В. Городиловой). Изд. с грифом УМО
2. Школьное сольфеджио: теоретические основы практического курса: Учебное пособие по курсу «Методика преподавания музыкально-теоретических дисциплин» для студентов музыкальных вузов. – Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2014. – 133 с. ISBN 978-5-98602-086-0 (в соавторстве с М.В. Городиловой, Л.К. Шабалиной, О.Е. Шелудяковой). Изд. с грифом УМО
3. Жанрово-стилевые подходы в работе над музыкальным произведением (практический курс): Программа для ассистентов-стажёров. – Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2012 (в соавторстве с М.В. Городиловой).
4. Современные проблемы теории музыки: Программа по профессиональному циклу дисциплин магистратуры для музыковедов. – Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2012 (в соавторстве с М.В. Городиловой и В.И. Немковской).
5. Теория музыки: Учебное пособие для специальности «Инструментальное исполнительство». – Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2009. – 120 с. ISBN 978-5-98602-054-9 (в соавторстве с М.В. Городиловой, В.И. Немковской). Издано с грифом УМО.
6. Массовая музыкальная культура ХХ в.: Учебное пособие для специальностей «Музыковедение», «Инструментальное исполнительство». – Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2009. – 120 с. ISBN 978-5-98602-058-7 (в соавторстве с А.С. Мешковой). Издано с грифом УМО.
7. Музыкальные жанры и жанровый анализ: Метод. разработка по спецкурсу «Анализ музыкальных произведений» для музыковедческого отделения консерватории. – Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2009.
8. Педагогическая практика: Учебно-методическое пособие по курсу «Методика преподавания музыкально-теоретических дисциплин». – Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2007 (в соавторстве с М.В. Городиловой, Л.К. Шабалиной, О.Е. Шелудяковой).
9. Теория музыки (гармония, анализ музыкальных произведений, полифония): Программа для специальности 070101 «Инструментальное исполнительство» (фортепиано, орган) по циклу общепрофессиональных дисциплин. – Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2005 (в соавторстве с М.В. Городиловой, В.И. Немковской).
10. Массовая музыкальная культура ХХ века. (Краткое изложение курса): Учебное пособие для гуманитарных вузов. – Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2004. ISBN 5-9862-009-Х (в соавторстве с А.С. Мешковой).
11. Программа по сольфеджио для I-VII классов ДМШ и ДШИ (теоретического основы практического курса). – Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2004. ISBN 5-94-166-043-Х (в соавторстве с М.В. Городиловой, В.А. Пальмовой, Л.К. Шабалиной, О.Е. Шелудяковой).
12. Методологические принципы анализа музыкального произведения в теоретических курсах музыкального училища: Научно-методическое пособие. – Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2002. – 80 с. ISBN 5-7525-1042-2 (в соавторстве с М.В. Городиловой).
1. Диалог «cultura» и «natura» в пространстве ренессансного мадригала // Музыкальная академия: научно-теоретический и критико-публицистический журнал. – Москва, 2015, № 4. – С. 152-158.
2. Национальное и транснациональное в исторической рецепции жанра // Проблемы музыкальной науки: Российский науч. специализир. журнал. – Уфа, 2015, № 3 (20). – С. 6-14.
3. Отмечая 80-летие Уральской консерватории // Музыкальная академия. – 2015, № 2. – С. 36-42: илл. (в соавторстве с М.В. Городиловой).
4. Сборник Il Bon Bacio как пример претворения диалогического принципа в мадригале Чинквеченто // Старинная музыка. – 2015, № 1(67) – С. 10-18.
5. «Летучий голландец» Р. Вагнера на сцене Екатеринбургского академического театра оперы и балета // Музыкальная академия. – 2014, № 4. – С. 98-99 + илл. (в соавторстве с М.В. Городиловой).
6. Уральская консерватория: 80 лет высшего музыкального образования // Музыкальная академия. – 2014, № 2. – С. 53-57 (в соавторстве с Л.К. Шабалиной).
7. Судьба феномена и понятия «жанр» в музыкальной культуре новейшего времени // Проблемы музыкальной науки: Российский науч. специализир. журнал. – Уфа, 2013, № 1(12). – С. 233-237.
8. Уральская консерватория вчера, сегодня… И завтра? // Вестник Уральского отделения РАН: Наука. Общество. Человек. – Екатеринбург: Екатеринбург: Изд. дом «Автограф». – 2012. № 1(39). – С. 65-79.
9. «Игра о Робене и Марион» Адама де ля Аля: cantus versus ludus (опыт жанрового анализа) // Старинная музыка. – 2011, № 1-2. – С. 12-21.
10. Комическое как модальность художественного текста и её проявления в музыке // Проблемы музыкальной науки: Российский науч. специализир. журнал. – Уфа, 2009, № 2(5). – С. 135-142.
11. О влияниях жанра пасторальной георгики в оратории Й. Гайдна «Времена года» // Старинная музыка. – 2009, № 2. – С. 1-5.
12. Современная теория музыкальных жанров и её методологические аспекты // Музыковедение. – 2008, № 4. – С. 2-6.
13. Пасторальные игры в «Пиковой даме» братьев Чайковских // Музыкальная жизнь. – 2008, № 6. – С. 38-40.
14. Мадригал как новая сarmen pastorale в музыкальном искусстве Ренессанса // Старинная музыка. – 2008, № 1-2. – С. 15-24.
15. Пастораль и мистерия в «Пиковой даме» П.И. Чайковского // Музыковедение. – 2008, № 2. – С. 20-26.
16. О семантике пасторального модуса в «Фантастической симфонии» Гектора Берлиоза // Общество. Среда. Развитие: Научно-теоретический журн. – СПб, 2007. – № 3 (4). – С. 65-70.
17. Пасторальные маски музыкального модерна (О некоторых страницах фортепианного творчества В.И. Ребикова) // Музыкальная академия. – 2006, № 1. – С. 174-180.
18. Рождение пастурели трубадуров из духа средневековой куртуазии (опыт жанрового анализа) // Старинная музыка. – 2005, № 3-4. – С. 8-16.
19. Музыкальная топика как объект жанрового исследования (на примере новоевропейской пасторали) // Музыкальная академия. – 2005, № 3. – С. 135-143.
20. Электроника для музыкантов // Музыкальная академия/Советская музыка. – 1992, № 4. – С. 62 (в соавторстве с М.В. Городиловой).
1. Была ли у Б.В. Асафьева теория музыкальных жанров? // Тридцать три этюда о музыке: Liber amicorum: Сборник статей / Ред.-сост. А.Г. Коробова. – Екатеринбург: Уральская гос. консерватория им. М.П. Мусоргского, 2015. – 504 с.: нот., ил. – С. 17-38. ISBN 978-5-98602-096-9
2. Мадригал как форма «просвещенных досугов» и его роль в становлении светской музыкальной культуры эпохи Возрождения // Там же, с. 272-293.
3. «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова: пастораль после пасторали // Там же, с. 440-459.
4. Мадригал как пасторальный жанр в музыкальной теории и практике эпохи Возрождения // Пастораль: метаморфозы идеала и реальности: Сборник научных трудов / Отв. ред. Т.В. Саськова. – М.: Изд-во «Человек», 2015. – 228 с. – С. 30-43. ISBN 978-5-906131-74-4
5. Пастораль: национальные и транснациональные аспекты жанра // Музыка как национальный мир искусства: Материалы Междунар. науч. конференции. Казань, 23-25 апреля 2015 г. – Казань: КГК им. Н.Г. Жиганова, 2015. – 448 с. – С. 67-77. ISBN 978-5-9907553-8-3
6. Музыкально-теоретическая подготовка в контексте современного предпрофессионального образования детей // Музыкальное искусство и педагогика в условиях современного социума: материалы Всерос. науч.-практ. конференции 25-29 ноября 2014 г. / Сост. Н.И. Лазарева и др. – Магнитогорск: МаГК им. М.И. Глинки, 2015. – 168 с. – С. 21-29. ISBN 978-5-7114-0533-7
7. Восемьдесят лет консерватории на Урале // Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории. – Вып. 9: Музыкальная наука в начале XXI века: достижения, проблемы, перспективы: сб. материалов Международной научной конференции, посвященной 80-летию Уральской консерватории и 175-летию М.П. Мусоргского. – Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2015. – 417 с. – С. 10-16. ISBN 978-5-98602-097-6
8. Молодые играют «Серебряный век» // Музыкальный журнал. – М.: Изд-во Регионального Общественного Фонда Ирины Архиповой. – Апрель, 2015. – С. 10-13 (илл.) ISSN 2308-5622 (в соавторстве с М.В. Городиловой).
9. Восемь десятилетий лидерства // Музыкальное обозрение: Газета. – 2015, № 3(380). – С. 34-35. ISSN 2224-7025 (в соавторстве с М.А. Баском).
10. 70 лет вместе: из истории творческих контактов Уральской консерватории и Российской академии музыки // Музыкальная наука в XXI веке: пути и поиски. Материалы Международной научной конференции 14-17 октября 2014 г. / РАМ им. Гнесиных. – М.: ПРОБЕЛ-2000, 2015. – 536 с. – С. 60-69. ISBN 987-5-98604-481-1
11. Средневековая пастурель и первые опыты светского музыкального театра // Пастораль вчера, сегодня, завтра: Сборник научных трудов / Отв. ред. Т.В. Саськова. – М.: Нобель-Пресс; Edinburg: Lennex Corporation, 2014. – 100 с. – С. 5-9. ISBN 978-5-519-02688-8
12. И мастер-класс, и конкурс // Музыкальный журнал. – Октябрь, 2014. – С. 36-39 (илл.).
13. Уральская консерватория – 80 лет по пути музыкального образования // Музыкальный журнал. – Сентябрь, 2014. – С. 6-13 (илл.) (в соавторстве с Е.М. Езерской, М.А. Баском).
14. Не по стандарту / Почему разрушается уникальная система муз. образования в России // Парк культуры //Уральский рабочий: Ежедневная обществ.-полит. газета Св. обл. – 30.04.2014. – № 84(28494), стр. 4.
15. Уральской консерватории – 80 лет // Концертный Зал: Периодическое информ. издание УГК им. М.П. Мусоргского. – 2014, № 1(3), с. 5-6.
16. Консерваторская наука // Концертный Зал: Периодическое информ. издание УГК им. М.П. Мусоргского. – 2014, № 1(3), с. 6-7.
17. Мадригал в пространстве ренессансного музицирования // Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории. – Вып. 8: Актуальные проблемы теории и истории исполнительского искусства / Ред.-сост.: Б.Б. Бородин. – Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2014. – С. 80-99. ISBN 978-5-98602-089-1
18. «Современный человек»: что ему пастораль? что он пасторали? // Творческие стратегии в современной музыкальной науке. Уральская музыковедческая школа / Отв. ред. Серебрякова Л.А. – Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s.r.o., 2014. – C. 113-131. ISBN 978-80-88005-02-5
19. О проявлениях пасторальной модальности в последней оратории Й. Гайдна // Музыковедение в XXI веке. Россия – Германия: диалоги и параллели: Сб. науч. трудов / Сост. Т.И. Науменко, И.П. Сусидко. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2014. – С. 47-56.
20. Жанр в музыкальной теории и практике новейшей эпохи // Музыка в системе культуры: Науч. вестник Урал. консерватории. – Вып. 6: Тв-во Родиона Щедрина в контексте времени: сб. материалов Междунар. науч. конф., посвящ. 80-летию со дня рожд. композитора. – Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2013. – 204 с.: нот. – С. 15-24. ISBN 978-5-98602-082-2
21. О пасторальном наклонении темы времен года в искусстве и его претворении в оратории Й. Гайдна // Проблемы художественного творчества: Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому. I часть. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2013 – С. 180-188. ISBN 978-5-94841-137-8
22. Пастораль в современном мире // Музыка в системе культуры: Сб. статей. Вып. 5. – Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2011. – С. 45-64. ISBN 978-5-98602-081-5
23. Методические и практические аспекты комплексного курса теории музыки для исполнителей (из опыта работы Уральской консерватории) // Музыкант-исполнитель в пространстве мировой культуры: образование, творчество, управление карьерой: Сб. ст. / сост. А.В. Крылова; ред. А.Я. Селицкий. – Ростов-на-Дону: РГК им. С.В. Рахманинова, 2011. – С. 198-204. ISBN 978-5-93365-043-0
24. «Современный человек»: что ему пастораль? что он пасторали? (О парадигме жанра в музыкальной культуре нашего времени) // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты: Ежегодник / РАН ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед.; Отдел философии. Отдел языкознания; Редкол.: Скворцов Л.В. (гл. ред.) и др. – 2011, № 11: Современный человек: движение к пасторали? / Ред.-сост. вып.: Пахсарьян Н.Т., Хлебников Г.В. – М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2011. – (Сер.: Проблемы человека). – С. 201-225. ISBN 1728-9319
25. Это был настоящий праздник музыки! // Журнал «Народник». – М.: Изд-во «Музыка». – 2011, № 1 (73). – С. 46-48 (в соавторстве с М.В. Городиловой).
26. Модус комического: границы интерпретации и интерпретация границ // Памяти Евгения Владимировича Назайкинского: Интервью. Статьи. Воспоминания. (Научные труды МГК имени П.И. Чайковского. Вып. 70) – М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2011. – С. 94-112. ISBN 978-5-89598-254-9
27. Стратегии аналитической деятельности в музыкальной науке и образовании // Творческие стратегии в современной музыкальной науке: Материалы докладов международной науч.-практ. конф. 16-19 ноября 2009 г. / Урал. гос. консерватория. – Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2010. – С. 245-256 (в соавторстве с М.В. Городиловой) ISBN 978-5-98602-079-2
28. Комплексный курс теории музыки в структуре непрерывного музыкального образования // Вузовское и довузовское музыкальное образование: Модели взаимодействия: Материалы Международной научно-практической конференции (Казань, 26-28 ноября 2008 г.). – Казань: КГК им. Н.Г. Жиганова, 2009. – С. 31-44. ISBN 978-5-85401-111-2
29. Пасторальная пейзажность в музыке и её топика // Мусиги дуньясы: Международный муз. журнал. – Баку, 2009, № 1-2/39. – С. 37-44. ISSN 2223-0408
30. К вопросу о методологии в современной теории музыкальных жанров // Музыка в системе культуры: Сб. статей. – Вып. 3: Теоретические и исторические проблемы музыкознания. – Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2008. – С. 3-18. ISBN 978-5-98602-045-7
31. О роли пасторальных моделей в «Пиковой даме» П.И. Чайковского // Историческая поэтика пасторали: Сб. научных трудов / Отв. ред. Т.В. Саськова. – М.: Экон-Информ, 2007. – С. 63-80. ISBN 978-5-9606-0285-6
32. О программе комплексного музыкально-теоретического образования студентов исполнительских специальностей Уральской консерватории // Культура, искусство и образование провинциальной России в контексте истории. Материалы Российской науч.-практ. конференции (Оренбург. 25-27 апреля 2007 г.) / Гл. ред. Б.П. Хавторин, сост. и науч. ред. В.А.Логинова. – Оренбург: ОГИИ имени Л. и М. Ростроповичей, ИПК ГОУ ОГУ, 2007. – C. 334-341. ISBN 978-5-7410-0751-8
33. О музыкальной топике жанра новоевропейской пасторали // Пастораль как текст культуры: теория, топика, синтез искусств: Сборник научных трудов / Отв. ред. Т.В. Саськова. – М.: МГОПУ, 2005. – С. 53-75. ISBN 5-8288-0863-Х
34. К истории становления понятия жанр в музыке // Музыка в системе культуры: Сб. статей. Вып. 1: Теоретические и исторические проблемы музыкознания. – Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2005. – С. 6-31. ISBN 5-98602-021-9
35. Особенности преломления традиций музыкальной пасторали в фортепианном цикле В.И. Ребикова «Буколические сцены» // Русская фортепианная музыка начала ХХ века: проблемы творчества, исполнительства, педагогики. Сборник материалов науч.-практ. конференции / Сост. и науч. ред. С.Е. Беляев. – Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2005. – С. 74-84.
36. Принцип «обобщения через жанр»: о судьбе музыковедческой концепции // THЁSAUROS: Сб. науч. статей / Отв. ред. Л.В. Гаврилова, И.В. Ефимова, О.Ю. Колпецкая. – Красноярск: КГАМиТ, 2005. – С. 106-124. ISBN 5-98121-009-5
37. «Жанр» в музыке: к истории понятия // Пути отечественной музыкальной культуры: Материалы докладов науч.-практ. конф. (22-23 ноября 2004 г.) – Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2005. – С. 85-92. ISBN 5-98602-010-3
38. Об одном пасторальном «сюжете» у Г. Берлиоза // Семантика музыкального языка. Материалы науч. междунар. конф. 27-28 февраля 2002 г. / РАМ им. Гнесиных. – М., 2004. – С. 236-241. ISBN 5-8269-0049-0
39. Композиция и звуковысотность в «Офферториуме» С. Губайдулиной как форма проявления архетипического в музыке // Приношение музыке ХХ века: Сборник научных статей / УГК им. Мусоргского. – Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2003. – С. 5-33 (в соавторстве с М.В. Городиловой) ISBN 5-7584-0102-1
40. Музыкальные коды тишины // Там же, с. 34-56 (в соавторстве с А.А. Шумковой).
41. Диспозиция вербального текста в 3-ей части Симфонии Л. Берио // Там же, с. 129-141.
42. Теория жанров как новая отрасль музыкознания ХХ века // Культура ХХ века: Материалы докладов Регион. науч.-практ. конф. / УГК, 2-5 декабря 2002 г. – Екатеринбург, 2003 – С. 42-54. ISBN 5-86037-103-9
43. Пастораль в музыкальном мире барокко // Культура эпохи барокко (философия, литература, изобразительное искусство, архитектура, музыка): Тезисы докладов Регион. науч.-практ. конф./ УГК, 5-8 декабря 2000 г. – Екатеринбург, 2001. – С. 55-59.
44. Пастораль как миф новоевропейского искусства и его отражение в музыке // Двенадцать этюдов о музыке / К 75-летию со дня рождения Е.В. Назайкинского / Московская гос. консерватория – М., 2001. – С.17-34. ISBN 5-89598-101-01
45. Пасторальный жанр западноевропейского искусства в контексте христианской культуры // Муз. культура христианского мира: Материалы Международной науч. конф. / Ростов. гос. конс. – Ростов-на-Дону, 2001. – С. 188-198. ISBN 5-93365-099-9
46. Принцип обобщения через жанр и проблемы жанрового анализа // Вестник МаГК // Науч., методич. и информац. журнал Магнит. гос. консерватории. – 2000, № 2. – С. 12-17.
47. Приношение музыке в «Офферториуме» С. Губайдулиной // Проблемы современной муз. культуры: рубеж веков (композиторское творчество, исполнительство, фольклористика, муз. эстетика, педагогика и муз. просветительство): Тезисы докладов Всерос. науч.-практ. конф. / УрГПУ, 14-16 октября 1999 г. – Екатеринбург, 1999. – С. 9-12.
48. Музыкальная арабеска как феномен европейского романтизма // Некоторые вопросы теоретического музыкознания: Межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 2. / Чел. высшее муз. уч-ще. – Челябинск, 1999. – С. 29-38 (в соавторстве с И.К. Игнатьевой).
49. О формах внеучебной работы на кафедре теории музыки УГК // Проблемы воспитания студентов в современном вузе: Тезисы докладов Всерос. науч.-практ. конф. / УрГТУ, 15-16 апреля 1998 г. – Екатеринбург, 1998. – Часть II, с. 67-69 (в соавторстве с М.В. Городиловой).
50. Роль «точки зрения» в организации художественной структуры музыкального произведения // Актуальные проблемы культурологи: Тезисы докладов III Международ. науч. конф. / УрГУ им. Горького, 23-24 апреля 1998 г. – Екатеринбург, 1998. – С. 15-17.
51. Об электронной музыке и не только о ней // Урал // Литературно-худож. и публицист. журнал. – Екатеринбург. 1997, № 1. – С. 187-189 (в соавторстве с М.В. Городиловой).
52. Ноуменальное и феноменальное в музыкальном произведении и жанрово-коммуникативный опыт культовой музыки // Музыкальное искусство и религия: Материалы конференции / РАМ им. Гнесиных. – М., 1994. – С. 189-198. ISBN 5-7196-0346-8
53. Комплексный курс теории музыки для исполнителей в системе трехступенного музыкального образования. Интеграция естественных наук в музыкальном колледже на I и II ступенях обучения // Челябинское высшее музыкальное училище (колледж): концепции, учебные планы, программы, перспективы развития. Тезисы Регион. науч.-метод. конф. 10-11 января 1994 г. – Челябинск, 1994. – С. 38-41. (в соавторстве).
54. Гуманитарно-художественное образование в свете традиций отечественной педагогической культуры // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии: Научно-практическая конференция 17-21 ноября 1992 г. / РАМ им. Гнесиных. – М., 1994. С. 63-71. (в соавторстве).
55. Пасторальный архетип в европейском искусстве // Гуманитаризация образования: мифология, религия, искусство. Тезисы докладов и выступлений научно-методич. конференции / Обл. ин-т усоверш. учителей. – Екатеринбург, 1992. – С. 88-90.
56. Концепция детского гуманитарно-художественного образования // Национальная духовная культура и образование: Тезисы докладов и сообщений Герценовских чтений. Сессия XLIV, 12-14 мая 1992 г. / РГПУ им. А.И. Герцена. – СПб, 1992. – С. 70-71. (в соавторстве).
57. Значение жанров духовной музыки в консерваторском курсе анализа музыкальных произведений // Отечественная культура ХХ века и духовная музыка: Тезисы докладов Всесоюзной научно-практ. конф. / Ростов. гос. муз.-пед. институт. – Ростов-на-Дону, 1990. – С. 196-198.
58. Значение принципа историзма для современной теории жанров // Проблемы историзма и современные методы исследования в искусствознании и музыкознании: Тезисы докладов к научно-теорет. Всесоюзной конференции. – Горький: Горьковская гос. консерватория, 1986. – С. 105-107.
59. О семантике отображаемых жанров в симфониях советских композиторов // Теоретические и эстетические проблемы советской музыки: Сб. науч. трудов / Моск. гос. консерватория. – М, 1985. – С. 4-23.
РЕДАКЦИОННО-СОСТАВИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА:
1. Тридцать три этюда о музыке: Liber amicorum: Сборник статей [Составление, редакция, предисловие, подготовка оригинал-макета, дизайн] – Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2015. – 504 с.: нот., ил. ISBN 978-5-98602-096-9
2. Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории. – Вып. 9: Музыкальная наука в начале XXI века: достижения, проблемы, перспективы: сб. материалов Международной научной конференции, посвященной 80-летию Уральской консерватории и 175-летию М.П. Мусоргского [Отв. ред., предисловие, дизайн] – Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2015. – 417 с.: нот., ил. ISBN 978-5-98602-097-6
3. По материалам защит дипломных работ студентов историко-теоретического отделения Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского: Выпуск 2011–2015 годов [Составление, редактирование, предисловие, дизайн]. – Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2015. – 299 с. ISBN 978-5-98602-094-5
4. Басок М.А. Обыкновенная необыкновенная жизнь провинциального композитора в эпоху перемен в кратких мемуарах [Редактирование]. – Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского; СК СО, 2014.
5. Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории. – Вып. 7: Актуальные проблемы ансамблевого исполнительства и педагогики [Составление, редакция статей, предисловие]. – Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2013. – 168 с.: нот. ISBN 978-5-98602-084-6 (в соавторстве).
6. Музыка в системе культуры: Науч. вестник Урал. консерватории. – Вып. 6: Творчество Родиона Щедрина в контексте времени: сб. материалов Междунар. науч. конф., посвящённой 80-летию со дня рождения композитора [Составление, редакция статей, предисловие]. – Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2013. – 204 с.: нот. ISBN 978-5-98602-082-2 (в соавторстве).
7. По материалам дипломных работ студентов историко-теоретического отделения Уральской гос. консерватории имени М.П. Мусоргского: Выпуск 2012–2013 годов [Составление, редакция статей, предисловие]. – Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2013. – 111 с.: нот. (в соавторстве)
8. Владимирова М.Г. Формирование академического певческого голоса: из опыта работы в классе сольного пения: Учебно-методическое пособие (2-е издание) [Редактирование]. – Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2013. – 38 с. Изд. с грифом УМО
9. Шабалина Л.К. Екатеринбургский театр оперы и балета на заре его истории (1912–1919) [Редактирование]. – Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2012 – 83 с.: ил. ISBN 978-5-98602-083-9
10. По материалам дипломных работ студентов историко-теоретического отделения Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского: Выпуск 2011 года [Составление, редактирование материалов, предисловие]. – Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2011. – 85 с. (в соавторстве).
11. История музыкального образования и современность: фундаментальный и прикладной аспекты: материалы второй сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования [Составление, редактирование]. – Екатеринбург – Пермь: УГК – ПГПУ, 2011. – 240 с. ISBN 978-5-85218-526-6 (в составе редколлегии).
12. Владимирова М.Г. Формирование академического певческого голоса: из опыта работы в классе сольного пения: Учебно-методическое пособие [Редактирование]. – Екатеринбург: УГК, 2011. – 38 с.
13. Творческие стратегии в современной музыкальной науке: Материалы докладов международной науч.-практ. конф. 16-19 ноября 2009 г. / Урал. гос. консерватория им. М.П. Мусоргского [Составление, редактирование статей, предисловие]. – Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2010. – 567 с. ISBN 978-5-98602-079-2 (в соавторстве).
14. Поспелова Р.Л. Трактаты о музыке Иоанна Тинкториса с приложением полного русского перевода оных [Редактирование]. – М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2009. – 712 с.: нот. ISBN 978-5-89598-223-5
15. Немковская В.И. Поэтика музыкального портрета [Науч. редакция]. – Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2007. – 48 с.
16. Наука об искусстве: ХХI век: Материалы науч.-практ. конф. (22-23 марта 2004 г.) / Урал. гос. консерватория [Составление, редактирование статей, предисловие]. – Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2004. – 233 с. ISBN 5-98602-004-9 (в соавторстве).
17. Культура ХХ века: Материалы докладов регион. науч.-практ. конф., 2-5 декабря 2002 г. / Урал. гос. консерватория [Составление, редактирование статей, предисловие]. – Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2003. – 166 с. ISBN 5-86037-103-9 (в соавторстве).
18. Приношение музыке ХХ века: Сборник научных статей [составление, редактирование статей, предисловие]. – Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2003. – 240 с. ISBN 5-7584-0102-1 (в соавторстве).
19. Хлопкова В.Н. Типология сонатной композиции у венских классиков [Составление, редактирование, предисловие] // Музыкальная академия. – 2000, №1. – С. 201-207.
20. Хлопкова В.Н. Общие вопросы теории сонатной формы[Составление, редактирование, послесловие] // Некоторые вопросы теоретического музыкознания: Межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 2 / Чел. высшее муз. училище. – Челябинск, 1999. – С. 3-18, 60-61.