Борис Борисович Бородин окончил музыкальное училище в Нижнем Тагиле (1971) и - с отличием - Уральскую консерваторию по специальности «фортепиано» (1976, класс С. Г. Белоглазова). Уже на втором курсе консерватории он был принят на должность концертмейстера в Областной комитет по телевидению и радиовещанию, где регулярно записывал концертные программы с ведущими музыкантами города. С этого же времени начинается его сотрудничество со Свердловской государственной филармонией. Поэтому после окончания консерватории он был распределен в эту концертную организацию в качестве пианиста-солиста и аккомпаниатора. По линии филармонии выступал во многих городах СССР.
С 1984 г. работает в Уральской консерватории, сначала на кафедре общего фортепиано, затем (с 1993 года) на кафедре специального фортепиано. В 1988 году окончил аспирантуру при ВНИИ искусствознания (Москва), где защитил кандидатскую диссертацию «Генезис комического в творчестве Д. Д. Шостаковича» (науч. рук. - доктор искусствоведения, проф. М. Д. Сабинина). В 1991 году Бородину присвоено ученое звание доцента.
В 1993 году Бородин перешел на основное место работы в Уральский педагогический университет, оставаясь совместителем на кафедре специального фортепиано в консерватории. С 2003 по 2013 г. заведовал кафедрой теории, истории музыки и музыкальных инструментов УрГПУ. В 2006 году в Московской консерватории защитил докторскую диссертацию «Феномен фортепианной транскрипции: опыт комплексного исследования» (науч. консультант - доктор искусствоведения, проф. Е. Б. Долинская). В 2011 г. получил учёное звание профессора. С 2013 года заведует кафедрой теории и истории исполнительского искусства УГК.
Б.Б. Бородин активно занимается концертно-просветительской деятельностью, является первым исполнителем фортепианных произведений ряда уральских композиторов (запись на CD). Имеет в репертуаре сольные программы из произведений Баха, Моцарта, Дебюсси, Прокофьева, и др. Выступает с лекциями-концертами «Венские классики», «Поэзия и музыка Серебряного века», «Шуберт и время», а также с исполнением собственных транскрипций.
Б. Б. Бородин - автор около 200 научных работ, среди которых сборник «Композитор и исполнитель» (Пермь, 2002), учебное пособие с грифом УМО «Очерки по истории фортепианного искусства» (Москва, 2009); 5 монографий: «Комическое в музыке» (Москва: «Композитор», 2004), «Три тенденции в инструментальном искусстве» (Екатеринбург, 2004), «Траектория творчества» (Екатеринбург, 2006), «История фортепианной транскрипции» (Москва, 2011), «Уральская композиторская организация: история и современность» (Екатеринбург, 2012), «Фортепианное искусство – основные направления развития» (Saarbrücken, 2014); статьи в журналах «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», «Фортепиано», «Piano-форум» и др. Является редактором-составителем, переводчиком материалов и одним из авторов книги «Нейгаузы: Густав, Генрих, Станислав» (М., 2007).
Б.Б. Бородин регулярно выступает на международных и всероссийских конференциях с научными сообщениями и концертными программами (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Нижний Новгород, Астрахань, Кемерово, Магнитогорск, Алматы (Республика Казахстан), Душанбе (Республика Таджикистан), Берлин (ФРГ). Входит в советы по защите докторских и кандидатских диссертаций, приглашается в качестве оппонента в диссертационные советы Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Магнитогорска.
Член Союза композиторов России (с 2006 по 2012 заместитель председателя Уральской организации, с 2013 г. – член Правления).
Читает курсы лекций по истории и теории исполнительского искусства в вузах Екатеринбурга, Перми, Челябинска, Тюмени, Кемерово, Магнитогорска, Глазова. Его постоянно приглашают в качестве председателя Государственных аттестационных комиссий в музыкальные училища и вузы региона (Пермь, Тюмень, Нижний Тагил, Асбест), участвует в жюри региональных и всероссийских конкурсов в Екатеринбурге, Перми, Снежинске, Ханты-Мансийске, Сургуте, Чайковском.
Важной стороной деятельности Бородина является его сотрудничество с композитором М. А. Баском в качестве либреттиста. Им написаны либретто детских опер Баска: «Денискины рассказы» (многократно исполнявшейся в различных городах России), «Алёнушкины сказки», «Калиф-аист». Заслуживает внимания транскрипторское творчество Бородина: он является автором фортепианных транскрипций произведений Баха, Моцарта, Оффенбаха, Сенс-Санса, Р. Штрауса, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова, Малера, Дебюсси, исполнявшихся в России и за рубежом (Израиль, Германия, США). Ряд его транскрипций входит в репертуар Народной артистки России, проф. Н. Г. Панковой), Заслуженного артиста России, проф. Московской консерватории М.Г. Оленева. Сборники избранных транскрипций Бородина издавались в серии «Шедевры фортепианной транскрипции» (издательство Дека-ВС, Москва), а также в издательстве «П. Юргенсон. Творческие вечера Бородина проходили в Концертном зале Мемориального дома-музея А. Н. Скрябина (Москва, 2007, 2008), в концертном зале ЦМШ «На Кисловке» (2011), в Большом зале УГК (2009; 2011).
Деятельность Бородина была отмечена стипендией Министерства культуры Свердловской области (2006) и премиями фонда «Русское исполнительское искусство» (2007, 2008).
(Использованы материалы Е. Рубахи)